Образовательные стандарты и требования

Перечень услуг, оказываемых образовательной организацией бесплатно в рамках реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС

Информация для родителей по ФГОС

ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Зачем нужны ФГОС?

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Что предусматривает ФГОС?

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.
 
 

НОООООСОО
ФГОС начального общего образования (1 — 4 кл., скачать docx) ФГОС основного общего образования (5 — 9 кл., скачать docx) ФГОС среднего общего образования (10 — 11 кл., скачать docx)
ФГОС НОО-2021 (1-4, pdf) ФГОС ООО-2021 (5-9, pdf)
О внесении изменений в ФГОС ООО по вопросам воспитания обучающихся, pdf

Уровни общего образования Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт Примерные образовательные программы
Начальное общее образование (1 — 4 кл.) Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Основное общее образование (5 — 9 кл.) Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 Примерная основная образовательная программа основного общего образования
Среднее общее образование (10 — 11 кл.) Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 Примерная основная образовательная программа среднего общего образования

Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 года №115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»


1-2 классы

ФГОС НОО (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286)

ФОП НОО ( приказ Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372 )

3-4 классы

ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373)

ФОП НОО ( приказ Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372 )

5-6 классы

ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287)

ФОП ООО ( приказ Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370 )

7-9 классы

ФГОС ООО (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)

ФОП ООО ( приказ Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370 )

10 классы

ФГОС СОО (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) с изменениями на 12 августа 2022 г.)

ФОП СОО (приказ Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371)

11 класс

ФГОС СОО (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) до вступления в силу изменений на 12 августа 2022 г.)

ФОП СОО (приказ Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371)

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТУ ШКОЛЫ ВНОСЯТ НОВЫЕ ФГОС НОО И ООО

Как былоКак стало
Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО
Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не былоВо ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО)
Требования к результатам освоения программы
Требований было меньшеТребования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин (п. 9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО)
Требования к пояснительной записке
Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ОООТеперь содержание пояснительной записки одинаковое. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности, но необходимо прописать механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОС НОО). А на уровне ООО понадобится добавить общую характеристику программы. Еще для ООО нужно описать механизмы реализации программы. Это касается и индивидуальных учебных планов (п. 31.1 ФГОС ООО)
Требования к рабочим программам
Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятийРабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО)
Содержание календарного плана воспитательной работы
Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных государственных образовательных стандартахУказали, что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО)
Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей
Деление предметов и курсов по предметным областям было другимВ предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО
Включали в перечень обязательных предметных областей и учебных предметовТеперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п. 33.1 ФГОС ООО)
Объем часов аудиторной нагрузки
ФГОС НОО: 2904 – минимум,3345 – максимумФГОС ООО: 5267 – минимум,6020 – максимумФГОС НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум(п. 32.1 ФГОС НОО)ФГОС ООО: 5058 – минимум, 5549 – максимум(п. 33.1 ФГОС ООО)
Объем внеурочной деятельности на уровне НОО
1350 часов1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)
Требования к структуре содержательного раздела ООП
Раздел включал: программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочки на уровне НОО; рабочую программу воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; программу коррекционной работыНа уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО). На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Программу коррекционной работы нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Также добавили рабочие программы учебных модулей (п. 32 ФГОС ООО)
Особенности обучения детей с ОВЗ
Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для умственно отсталыхФГОС НОО для детей с ОВЗ нельзя применять на уровне ООО. Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО (п. 12 ФГОС ООО). Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить срок и продолжительность изучения иностранного языка для глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных часов не может быть менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО)
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Настолько подробных норм не былоЗафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО)
Деление учеников на группы
Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работыЗафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п.20 ФГОС НОО, п.20 ФГОС ООО)
Требования к программе формирования универсальных учебных действий
Требований и норм было большеДля ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО)
Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы. Для рабочей программы воспитания ООО было меньше требованийТребования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть (п. 31.3 ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО)
Информационно-образовательная среда
Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсовЗафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО)
Оснащение кабинетов
Были общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкойНовые ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО)
Обеспечение учебниками
Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников – в печатном или электронном видеШкола обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО)
Психолого-педагогические условия
Требований было меньшеВ новых ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО)
Повышение квалификации
Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три годаИсключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО)
Частные школы
Частные школы могли получить бюджетные средства только в объеме норматива региона. Они не включали в себя все виды расходов и были ниже, чем у муниципальных школ. При этом брать деньги с родителей частные школы не могли, если услугу хотя бы частично профинансировали из бюджетаЧастные и государственные школы, которые реализуют государственные программы, теперь надо финансировать в одинаковом объеме (п. 39.4 ФГОС НОО, п. 40.5 ФГОС ООО)