«Осенняя экскурсия»

Автор: Дрогунова Виктория Андреевна

Скачать в формате docx

Цель урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой; развивать память, внимание, логическое мышление, речь.

  • Планируемые результаты:
  • учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе
  • научатся наблюдать изменения в неживой и живой природе
  •  и устанавливать взаимосвязь между ними
  • Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения
  • совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе
  • Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из природы вокруг нас
  • выявлять сущность, особенности объектов
  • умение на основе анализа объектов делать выводы
  • IMG-20191104-WA0038
  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам
  • bootstrap slideshow
  • умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
Планируемые результаты:1 учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе2 научатся наблюдать изменения в неживой и живой природе3  и устанавливать взаимосвязь между ними4 Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения5 совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе6 Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из природы вокруг нас7 выявлять сущность, особенности объектов8 умение на основе анализа объектов делать выводы9 IMG-20191104-WA003810 формируем умение обобщать и классифицировать по признакам11 Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено12 умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем13
carousel jquery by WOWSlider.com v9.0

Планируемые результаты:

учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе; научатся наблюдать изменения в неживой и живой природе и устанавливать взаимосвязь между ними.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из природы вокруг нас; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем умение делать        выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы работы на уроке: групповая, коллективная, парная.

Оборудование:

1.Осенние ветки лиственных и хвойных растений.

2. Плоды, семена, осенние листья различных растений

3  Подкормка для птиц.

Предварительная работа: Прежде чем организовать экскурсию, необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, наметить место остановок и объекты для изучения. До начала экскурсии проводится  беседа по технике безопасности. 

I Вводная часть:

        Есть в осени первоначальной

        Короткая, но дивная пора –

        Весь день стоит как бы хрустальный,

        И лучезарны вечера.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

-В народе существует большое количество примет об осени:

1) Листья у берёзы  начинают желтеть с  верхушки  – ждите ранней весны,

снизу – поздней.

2) Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к тёплой.

3) Много желудей на дубе – к лютой зиме.

4) Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

5) Сырое лето и тёплая осень – к долгой зиме.

-Ребята, ответьте на вопросы:

Для того, чтобы выяснить, на какие признаки осени обратить особое внимание,

за неделю до экскурсии необходимо провести анкетный опрос детей:

1) Что изменилось в природе с наступлением осени?

2) Какие изменения произошли в жизни растений?

3) Как повлияло наступление осени на животных?

Опрос показал, что ребята совсем мало знают о том, какие изменения

происходят в жизни растений и животных с наступлением осени. Поэтому

за пару дней до экскурсии можно предложить такое задание. Класс делится

на несколько групп. Задание для I группы: записать в рабочую тетрадь как

изменилась  жизнь  насекомых  с  приходом  осени;  II  –  ой  группе  –  жизнь

птиц;  III – ей  – жизнь  зверей. Затем  на  самой  экскурсии  ребята  «делают»

свои сообщения.

— А вы знали, ребята, как ведут себя осенью животные, птицы и насекомые? Можно привести несколько интересных примеров:

1) Паучки отыскивают щелочку в коре или норку в земле и прячутся в неё до весны. Забрались в щелочки, скважинки коры, в трещины стен и заборов бабочки, мухи, комары, жуки. Муравьи закупорили все ворота, все входы – выходы. Забрались в самую глубину, жмутся в кучи, потесней, застывают так.

2) Птицы отправляются в тёплые страны. Сначала улетают яркие, пёстрые птицы, последними летят зяблики, жаворонки, чайки. У многих птиц вперёд летят молодые; у зябликов – самки раньше самцов. Кто посильней и выносливей, дольше задерживается. Большинство летит во Францию, Италию, Испанию, Африку. Некоторые – через Урал, через Сибирь в Индию.

3) Осенью некоторые звери (зайцы, лисы, волки, лоси) линяют. Белки готовят к зиме запасы пищи, утепляют дупло.

2. Инструктаж по технике безопасности

-Как надо переходить дорогу?(по правилам ПДД…)

-Можно ли отлучаться без разрешения?(Нет, только с разрешения взрослого, в сопровождение кого-либо)

-Можно ли находиться без пары?(нет)

-Как нужно вести себя на природе?(не кричать, не рвать растения, не бросать мусор и т.д.)

Теперь вы готовы отправиться в путь. На экскурсии вы многое узнаете, а именно познакомитесь с предметами живой и неживой природы, научитесь ориентироваться на местности, выясните какие древесные и кустарниковые растения растут в этой местности, рассмотрите осеннюю окраску листьев, увидите животных, обитающих осенью и многое другое.

Итак, вперед…

-Ребята, давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев.

Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.

1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ

2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.

3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.

 3.Формулирование темы и целей урока

-Вот и   заглянула к нам  осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила. Обращают внимание на погоду (небо, ветер, солнце) Вспоминают погоду летом. Определяют осенние изменения. Делают выводы.

-Тема нашего урока называется «В гости к Осени» А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края. Как вы думаете что мы узнаем? чему научимся?

   4.Повторение изученного.

-Ребята, какое сейчас время года? (осень).

-Обратите внимание на небо. Какое оно?

-Как греет солнце? Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно. Осадки, без осадков. Ветрено, безветренная погода. Температура воздуха)

А)Осенние изменения в неживой природе

-Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода водоемах и т. д.)

Далее предлагается вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

ВЫВОД: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав-все это осенние явления в неживой природе.

Б)Как меняется осенью жизнь растений

-А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

Летом деревья и кустарники были зеленые, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад-с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.

-Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг. Прислушайтесь к звукам . Слышите шорох- это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения и чувства.(рассказывают)

И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

-С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?

А теперь посмотрим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?

-Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву?

Обратите внимание на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

-Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?

Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

— Почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживать так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль так же и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

5.  Беседа о грибах.

—  Ребята,  посмотрите,  куда  ведут  эти  следы?  (Учитель  заранее выкладывает шаблоны следов).

— Это, наверное, Лесовичок приготовил нам подарок. Что это? (Грибы.)

— Как вы думаете, грибы – растения? Это особое царство. 

— Какие грибы вы  знаете? Самые известные грибы – те,  у которых есть шляпка и ножка. Такие грибы называют шляпочными. Под  землёй от их ножки  отходят  в  разные  стороны  тонкие,  белые,  похожие  на  паутину нити.  Это  грибница  – подземная  часть  гриба.  Это  главная  часть  гриба. Среди шляпочных грибов есть съедобные, а есть и несъедобные. Есть и

по-настоящему ядовитые грибы. Самый опасный – бледная поганка. 

Грибницы, срастаясь с корнями деревьев, снабжают их дополнительным количеством  воды  и  минеральных  солей.  Взамен  деревья  делятся  с грибами  питательными  веществами,  которые  образуются  в  зелёных листьях.  Грибами  питаются  многие  животные  (например,  лоси,  белки, полёвки,  сороки).  Замечено,  что  лоси  порой  проглатывают  целиком мухоморы, иногда по нескольку штук. Мухоморы для лосей – лекарство, помогающее  избавиться  от  глистов.  Многие  грибы  перерабатывают растительный мусор в лесу.

—  А  как  надо  собирать  грибы?  Послушайте  рассказ  и  решите,  кто  из  сестёр правильно собирал грибы?

«Как сёстры собирали в лесу грибы».

  Старшая  сестра  Наташа  взяла  младшую  Олю  в  лес.  Девочки повязали косынки, взяли корзинки и побежали в лес. Они оказались на опушке. Под елью приметили большой белый гриб. Оля наклонилась, чтобы  вырвать  его,  но  Наташа  запретила  и  предложила  его осторожно, не повредив грибницу, срезать.   Проходя дальше, Оля заметила полянку с мухоморами и хотела их затоптать,  но  сестра  не  разрешила  это сделать,  объяснив,  что сюда  придут  лечиться  лоси.  В  другом  месте  Оля  разглядела маленький грибок и хотела раскопать почву, чтобы его достать, но сестра не одобрила её намерения, сказав, что гриб должен подрасти.

-Ребята, кто из сестер соблюдал все правила поведения в лесу?

(Учащиеся похвалили старшую сестру за правильный сбор грибов.)

6.  Мини-викторина.

1) Назовите самый ядовитый гриб.

2) Какой гриб называют «царём грибов»?

3) Назовите грибы, которые можно встретить на продуктах, картинах, в

сырых помещениях?

7.  Исследовательская работа.

(Класс делится на группы. Каждой группе – карточка с а сама заданием.)

1) Собрать  опавшие  листья  растений  –  берёзы,  дуба,  липы,  клёна.

Определить их окраску.

2) Пронаблюдать, как изменился внешний вид деревьев, кустарников

и травянистых растений.

3) Установить,  с  каких  деревьев  и  кустарников  начали  опадать

листья.

4) Определить,  вид  каких  деревьев  и  кустарников  не  изменился  по сравнению с летом?

5) Установить,  на  каких  деревьях,  кустарниках,  травах  созрели плоды и семена. Установить, на каких растениях плодов уже нет.

6) Найти  в  окраске  листьев  сходство  и  различие.  Отложить отдельно: зелёные листья, красные, жёлтые. Назвать растения, с которых они опали.

8.Заключительная часть экскурсии

-Молодцы ребята вы очень хорошо справились с заданиями, сейчас мы устроим небольшой пикник, где обсуди результаты последнего задания и всей экскурсии в общем. Подведем итоги и определим выигравшую команду.

Примечание: если погода плохая, то обсуждение можно провести в классе.

Группы по очереди рассказывают о своих наблюдениях, показывают собранный природный материал, говорят и о своем мини-исследовании (дополнительном задании).

Учитель подсчитывает баллы и называет победителей конкурса. Учащиеся каждой группы получают за работу на экскурсии одинаковые отметки.

Учитель напоминает о домашнем задании: оформить гербарий из осенних листьев и коллекцию из плодов, которые учащиеся должны сделать коллективно в своей команде. Поделки оформляются в форме выставки в классе. Возможет творческий подход учащихся(например выставление фотографий с экскурсии, выполнении презентации и др)

Игра «Я — диктор».

— Вот и подошла к концу наша экскурсия. Подведем итоги. Сейчас я буду диктором: расскажу вам о погоде осенью, а вы должны будете отгадать, когда такая погода бывает — в начале осени или в конце.

1) Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, теплая погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачное. Дождь не ожидается в течение всего дня. Температура воздуха 10-12 градусов тепла.

2) Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура 2-3 градуса выше нуля.

(Первое — про сентябрь, раннюю осень, второе — про октябрь-ноябрь, позднюю осень.)

Молодцы, вы многое сегодня усвоили.

-Что вам понравилось

-Что не понравилось

-Какие есть предложения?

— А сейчас нам пора возвращаться. Осень только началась, и мы еще с вами понаблюдаем, какие изменения будут происходить в природе.