«Времена года на Кубани»
Автор: Дрогунова Виктория Андреевна
Цели: познакомить учащихся с характерными особенностями смены времен года;
расширить знания детей о климатических особенностях края, об изменениях в жизни растений, занятиях людей, дать понятие «сезонные явления»;
развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать;
воспитывать любовь к Родине, родному краю, к людям;
воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Задачи:
1.Формирование представлений о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.
2. Закрепление знаний о сезонных явлениях.
3. Расширить и углубить знания учащихся о климате.
4. Совершенствовать умение сопоставлять, анализировать.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Посмотрите, какой хороший день сегодня. Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка – это символ добра, душевной теплоты.
Актуализация знаний.
-Откуда берется тепло на свете?
-Чем солнце помогает человеку?
-Что делает солнце с животными?
-Дома вы нарисовали солнышко. Давайте прикрепим рисунки на доску и рассмотрим их.
-Какое настроение вызывают ваши рисунки? Почему?
2. Проверка готовности рабочего места.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, честно говорим
И тихонечко сидим.
3. Сообщение темы и цели урока.
— Отгадайте загадку:
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
(Учащиеся формулируют ответы на вопросы, отгадывают загадку),
( — Времена года: зима, весна, лето, осень.)
-Сегодня на уроке мы вспомним особенности времен года, уточним, что такое погода и определим особенности погоды своей местности.
4.Формирование новых знаний
На доске иллюстрация с изображением природы в разное время года.
—Сошлись как-то вместе четыре художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса,
поля, луга. Первой взялась за свою волшебную кисть ЗИМА. И тут же земля покрылась пушистым снегом, побелели поля, пригорки. Тонкий льдом покрылась река. Ходит Зима по лесам в мягких, пушистых валенках. Шаги её тихие и неслышные.
(Подготовленные учащиеся рассказывают стихотворения, показывают иллюстрации, читают тексты)
(Формируемые способы деятельности (планировать своё действие с поставленной задачей, слушать в соответствии с целевой установкой)
-Ах, как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты.
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.
С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки.
Покрывая все кругом
Мягким, бархатным ковром.
Зима пришла…За окнами,
Где чёрных ёлок ряд.
Пушистые и легкие
Снежиночки летят.
Летят, порхают, кружатся.
И белым мягким кружевом
Окутывают сад.
— Лес, поля, деревья, и кустарники оделись новый наряд.
— Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
— Какие зимние месяцы вы знаете?
— «Году конец и начало зиме!» —
Такую загадку задали мне.
Морозы и вьюга,
Метель на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в …
(- Декабре)
— Декабрь год кончает (замыкает), а зиму начинает.
— По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Давай откроем календарь,
Читай! Написано — … (- Январь)
— Январь – самый холодный месяц года, крыша зимы. Про зимние холода говорили:
— Месяц январь – зимы государь.
Январь году начало – зиме середина.
— По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?(- Февраль)
— У февраля два друга: метель да вьюга.
Вьюги да метели в феврале налетели.
Рассказ учителя о временах года.
(Рассказ учителя сопровождается показом слайдов «Презентация урока» и звучанием произведения П.И.Чайковского).
Зима.
Зима приходит на Азово- Кубанскую низменность с севера. Дуют северные и северо- восточные ветры. Холодный воздух, продвигаясь с севера на юг, успевает прогреться. Зима в крае мягкая, неустойчивая, малоснежная, с частыми оттепелями. Юго – западные ветры, со стороны Черного моря, приносят дожди вперемежку со снегом, и зима сменяется дождливой осенью. Календарные зимние месяцы:
Декабрь – хмурень (в народе).
Хмурень – декабрь самый темный месяц, темный и холодный.
Январь – студень.
Знаменитые крещенские морозы приходятся на студеный январь.
Февраль – снежень.
Воет ветер, крутит снег по полям. Дни становятся заметно длиннее.
Впервые снег появляется в горах в конце октября, в начале декабря, на Черноморском побережье — в середине января.
В предгорной полосе зима сравнительно теплая. На Черноморском побережье, к югу от Туапсе, ее почти не бывает. В Краснодаре средняя температура января 2 градуса ниже нуля, а на Черноморском побережье 5 градусов выше нуля. Но иногда температура воздуха повышается до 15 градусов тепла. Всю зиму в теплицах выращивают овощи, фрукты, раннюю рассаду.
Зимой солнце поднимается еще ниже, чем осенью. Дни становятся совсем короткими . 22декабря день длится всего 7 часов, а ночь – 17 часов.
Труженики села готовятся к весне. На поля вывозят удобрения, ремонтируют сельскохозяйственные машины, очищают семена к посеву.
Красная Поляна (г. Сочи) является центром пешеходного туризма горнолыжного спорта. Недавно построена канатная дорога. К Зимним олимпийским играм 2014года в Сочи будет построен ледовый дворец.
Работа в тетради
— Раскрасьте лес так, как он выглядит зимой.(Выполняют задания в рабочей тетради)
Весна.
— Ну, вот и пришла Весна! Призадумалась: какую бы ей картину нарисовать? Чуть Весна тронула лес зелёной краской, и сразу он оживился. Чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки. А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна придумала важное дело: вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.
— Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
опять надолго миновала…
— Какие весенние месяцы вы знаете?
— Начал таять белый снег,
Птичий гомон, кутерьма —
Ура, кончилась зима!
Солнце ярче сотни фар.
К нам весну приводит …(- Март)
— Дождь стучится в окна нам,
Слышен птичий шум и гам.
Март прошел, звенит капель,
Начинается … (- Апрель)
— Вчера деревья в почках,
Сегодня все в листочках,
Трава сочная бушует,
Весенний месяц всех балует!( — Май)
Весна в крае начинается рано, в феврале уже чувствуется ее приближение. Первая половина марта часто бывает холодная. Утром и вечером наблюдаются заморозки до 5-6 градусов, а иногда температура падает до 10- 13 градусов мороза. Вторая половина месяца обычно теплая. В марте зацветают в лесах подснежники и фиалки, пробиваются к свету молодые побеги крапивы, лопуха, одуванчика.
В апреле обычно устанавливается теплая погода, в конце месяца цветут вишни, яблони, сирень. Иногда бывают резкие похолодания, приносящие большой вред садам.
На полях начинаются сельскохозяйственные работы: пахота, сев.
Задание «Разгадай кроссворд».
Дети должны вписать названия весенних месяцев, стараясь объяснить их народное название, и время года.
Март – зимобор (в народе).
Зима лютует, злится, но в воздухе уже пахнет весною.
Апрель – березозол.
Цветет верба, тополь. С березы течет сок.
Май – травень.
Покрываются травой луга, зеленеют деревья, вьют гнезда птицы.
Физкультминутка.
-Пора нам немного отдохнуть.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Лето.
— Ну, вот и пришло Лето! Думает, гадает, какую бы картину нарисовать, и решило: «Возьму-ка я краски посочнее». Сочной зеленью расписало Лето весь лес; зелёной краской покрыло луга. Только для речек и для озёр взяло прозрачную, ярко-синюю. Заглянуло оно во фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали — наклонились вниз до земли. В лесу под деревьями, под кустами рассадило Лето много-много разных грибов. Каждому грибку своё место облюбовало.
— Ярко солнце светит.
В воздухе тепло.
И куда ни взглянешь —
Всё кругом светло!
По лугу пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Темные листы.
— Какие летние месяцы вы знаете?
— Эти месяцы-братишки
Всем похожи, даже слишком —
И жарою, и дождями,
И своими именами.
Я различье углядел
Только в буквах «Н» и «Л»! (- Июнь и июль)
— В летний лес пойдём гулять.
Там малины спелой сладость,
Там грибов – не сосчитать!
Детям в радость месяц …(- Август)
Лето на Азово- Кубанской низменности жаркое, в горных районах — умеренно теплое. Наступает оно на равнинах в начале мая, а в горах – в июле. Летними месяцами считают: Июнь – кресень (в народе). Кресень означает солнечный. Весь месяц наполнен солнца.
Июль – червень. Красен месяц червень. Поспевают ягоды – земляника, малина.
Август – серпень. Август с серпом не расстается. Жатва недаром в народе называется страдой.
Летом длинные солнечные дни и короткие теплые ночи. Солнце всходит рано, в полдень поднимается высоко и сильно греет. В 8 часов вечера в конце июля еще бывает светло. Самый длинный день – 22 июня, он длится 17 часов 30 минут. Дожди кратковременные, иногда сопровождаются грозами, и вслед за ними быстро наступает ясная погода.
В конце мая – в начале июня можно купаться в реках и морях. Восточные и северо – восточные ветры приносят сухую и жаркую погоду. Самый жаркий месяц – июль. Температура воздуха поднимается до 30 – 35 градусов. На Черноморском побережье жара днем смягчается ветерком, дующим с моря.
В июне на Азово – Кубанской низменности некоторые растения еще цветут, другие – уже дают плоды. Цветут – ежевика, арбузы, мак, подсолнечник. Созревают – черешня, вишня, малина. В конце июня косят яровую пшеницу. Озимую – убирают в июле. В этом же месяце созревают абрикосы, алыча и ранние яблоки. В августе на полях и в садах начинается массовый сбор урожая.
Лето – самое прекрасное время для отдыха. Многие кубанцы отдыхают на побережье Черного и Азовского морей.
Осень.
Но вот и Осени пришел черед! Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Берёзы и клёны покрыла Осень желтой краской. А листья осинок разрумянила, будто спелые наливные яблоки! Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Заглянула Осень на лесную поляну. Могучий дуб одела в медную кованую броню.
(Учащиеся формулируют выводы)
— Падают, падают листья,
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом.
-Какие осенние месяцы вы знаете?
— Кто за августом приходит,
Лето красное проводит,
Бабье лето зазывает,
В школу деток отправляет? (-Сентябрь)
— Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый.
День пройдёт — он упадёт,
Его ветром унесёт.
Лист последний на заре
Сбросит клён наш в …(- Октябре)
— Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (- Ноябрь)
Игра «Времена года». (слайды и загадки)
В северной половине края осень начинается в конце сентября. Обычно она продолжительная и теплая. Деревья долго сохраняют зеленый, а затем золотистый наряд. Они постепенно сбрасывают свои листья. Каких только красок нет у золотой осени! У тополя, яблони и груши листопад начинается в октябре, у белой акации и вишни – в ноябре.
Осенью заметно короче становятся дни. В начале октября в 7 часов вечера уже темнеет. В середине дня солнце на небе поднимается не так высоко и меньше нагревает землю.
Переход к зиме незаметный, постепенный, лишь в конце ноября начинаются заморозки.
Осенью убирают подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу, пашут поля под озимые.
В районе Большого Сочи осень продолжается до декабря. В это время обычно бывает теплая, ясная, но не знойная погода.
5.Беседа «Что такое погода?».
-Ребята, я сейчас включу запись, а вы прослушайте и определите, о чем пойдет речь. (звучит запись из к/ф «Служебный роман» «Песня о погоде»).
-Правильно. Речь пойдет о погоде.
-А что такое погода? (варианты детей).
-Правильно. Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра.
(На доске составляется схема. Приложение № 1).
-Ребята, как мы узнаем температуру воздуха? (ответы уч-ся).
-А если погода хорошая, небо «чистое», как говорят? Правильно, ясно. (вывешивается табличка. Приложение № 3).
-А что такое облачность? (варианты детей).
-Облачность – это скопление облаков. Когда небо частично закрыто облаками, говорят «облачно». (вывешивается табличка).
-А когда все небо затянуто облаками и его совсем не видно, говорят «пасмурно».
-Как бы вы обозначили ? (…)Хорошо. (вывешивается табличка).
-А что такое осадки?
-Правильно, это дождь, снег, иней, туман, град. (вывешивается табличка).
Эти обозначения помогут нам заполнять календарь природы.
-Какой может быть погода? (дождливой, сухой, ветреной и т.д.)
-А кто изучает погоду?
Правильно – метеорологи, а наука – метеорология. (вывешивается табличка).
6.Комплексное применение знаний.
— Вы с большим вниманием и наблюдательностью путешествовали по территории нашего края, отгадывали загадки и кроссворды, играли, слушали рассказ, рассматривали иллюстрации. А теперь вам предстоит выполнить задания и ответить на вопросы теста по вариантам.
7.Обобщение знаний учащихся. Рефлексия.
-Чему посвящен урок?
— По какой территории мы путешествовали?
-Что интересного расскажите родителям об уроке?
8.Домашнее задание.
— Какое домашнее задание вы хотели бы получить?
(Дети предлагают варианты заданий: подготовить рассказ по наблюдениям о временах года, выучить стих, сделать подборку примет по сезонам, подобрать картинки или рисунки о сезонных явлениях, пословицы и т. д.)