«Времена года на Кубани»

Автор: Дрогунова Виктория Андреевна

Скачать в формате docx

Цели: познакомить учащихся с характерными особенностями смены времен года;

           расширить знания детей о климатических особенностях края, об изменениях в жизни растений, занятиях людей, дать понятие «сезонные явления»;

           развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать;

           воспитывать любовь к Родине, родному краю, к людям;

           воспитывать чувство бережного отношения к природе. 

  • Цели: познакомить учащихся с характерными особенностями смены времен года
  • расширить знания детей о климатических особенностях края
  • javascript image slider
  •  воспитывать любовь к Родине, родному краю, к людям
Цели: познакомить учащихся с характерными особенностями смены времен года
1 расширить знания детей о климатических особенностях края2  изменениях в жизни растений, занятиях людей, дать понятие «сезонные явления»
3  воспитывать любовь к Родине, родному краю, к людям4
carousel jquery by WOWSlider.com v9.0

Задачи:

1.Формирование представлений  о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.

2. Закрепление знаний о сезонных явлениях.

3. Расширить и углубить знания учащихся о климате.

4. Совершенствовать умение  сопоставлять, анализировать.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Посмотрите, какой хороший день сегодня. Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка – это символ добра, душевной теплоты.

Актуализация знаний.

-Откуда берется тепло на свете?

-Чем солнце помогает человеку?

-Что делает солнце с животными?

-Дома вы нарисовали солнышко. Давайте прикрепим рисунки на доску и рассмотрим их.

-Какое настроение вызывают ваши рисунки? Почему?

2. Проверка готовности рабочего места.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, честно говорим

И тихонечко сидим.

3. Сообщение темы и цели урока.

 — Отгадайте загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

 (Учащиеся формулируют ответы на вопросы, отгадывают загадку),

( — Времена года: зима, весна, лето, осень.)

-Сегодня на уроке мы вспомним особенности времен года, уточним, что такое погода и определим особенности погоды своей местности.

4.Формирование новых знаний

На доске иллюстрация с изображением природы в разное время года.

Сошлись как-то вместе четыре художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса,

поля, луга. Первой взялась за свою волшебную кисть ЗИМА. И тут же земля покрылась пушистым снегом, побелели поля, пригорки. Тонкий льдом покрылась река. Ходит Зима по лесам в мягких, пушистых валенках. Шаги её тихие и неслышные.

(Подготовленные учащиеся рассказывают стихотворения, показывают иллюстрации, читают тексты)

(Формируемые способы деятельности (планировать своё действие с поставленной задачей, слушать в соответствии с целевой установкой)

-Ах, как хорош пушистый снег,

Летящий с высоты.

Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.

С неба падают снежинки,

Словно белые пушинки.

Покрывая все кругом

Мягким, бархатным ковром.

Зима пришла…За окнами,

Где чёрных ёлок ряд.

Пушистые и легкие

Снежиночки летят.

Летят, порхают, кружатся.

И белым мягким кружевом

Окутывают сад.

— Лес, поля, деревья, и кустарники оделись новый наряд.

— Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

— Какие зимние месяцы вы знаете?

— «Году конец и начало зиме!» —

Такую загадку задали мне.

Морозы и вьюга,

Метель на дворе,

К нам в гости

Приходит зима в …

(- Декабре)

— Декабрь год кончает (замыкает), а зиму начинает.

— По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Давай откроем календарь,

Читай! Написано — … (- Январь)

— Январь – самый холодный месяц года, крыша зимы. Про зимние холода говорили:

— Месяц январь – зимы государь.

Январь году начало – зиме середина.

— По ночам мороз силен,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это?(- Февраль)

— У февраля два друга: метель да вьюга.

Вьюги да метели в феврале налетели.

                  Рассказ учителя о временах года.

(Рассказ учителя сопровождается показом слайдов «Презентация урока»  и звучанием произведения П.И.Чайковского).

Зима.

   Зима приходит на Азово- Кубанскую низменность с севера. Дуют северные и северо- восточные ветры. Холодный воздух, продвигаясь с севера на юг, успевает прогреться. Зима в крае мягкая, неустойчивая, малоснежная, с частыми оттепелями. Юго – западные ветры, со стороны Черного моря, приносят дожди вперемежку со снегом, и зима сменяется дождливой осенью. Календарные зимние месяцы:

          Декабрь – хмурень (в народе).

Хмурень – декабрь самый темный месяц, темный и холодный.

           Январь – студень.

Знаменитые крещенские морозы приходятся на студеный январь.

            Февраль – снежень.

Воет ветер, крутит снег по полям. Дни становятся заметно длиннее.

                  Впервые снег появляется в горах в конце октября, в начале декабря, на Черноморском побережье — в середине января.

                    В предгорной полосе зима сравнительно теплая. На Черноморском побережье, к югу от Туапсе, ее почти не бывает. В Краснодаре средняя температура января 2 градуса ниже нуля, а на Черноморском побережье 5 градусов выше нуля. Но иногда температура воздуха повышается до 15 градусов тепла. Всю зиму в теплицах выращивают овощи, фрукты, раннюю рассаду.

                    Зимой солнце поднимается еще ниже, чем осенью. Дни становятся совсем короткими . 22декабря день длится всего 7 часов, а ночь – 17 часов.

                     Труженики села готовятся к весне. На поля вывозят удобрения, ремонтируют сельскохозяйственные машины, очищают семена к посеву.

                      Красная Поляна (г. Сочи) является центром пешеходного туризма горнолыжного спорта. Недавно построена канатная дорога. К Зимним олимпийским играм 2014года в Сочи будет построен ледовый дворец.

Работа в тетради

— Раскрасьте лес так, как он выглядит зимой.(Выполняют задания в рабочей тетради)

Весна.

— Ну, вот и пришла Весна! Призадумалась: какую бы ей картину нарисовать? Чуть Весна тронула лес зелёной краской, и сразу он оживился. Чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки. А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна придумала важное дело: вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.

— Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

опять надолго миновала…

— Какие весенние месяцы вы знаете?

— Начал таять белый снег,

Птичий гомон, кутерьма —

Ура, кончилась зима!

Солнце ярче сотни фар.

К нам весну приводит …(- Март)

— Дождь стучится в окна нам,

Слышен птичий шум и гам.

Март прошел, звенит капель,

Начинается … (- Апрель)

— Вчера деревья в почках,

Сегодня все в листочках,

Трава сочная бушует,

Весенний месяц всех балует!( — Май)

       Весна в крае начинается рано, в феврале уже чувствуется ее приближение. Первая половина марта часто бывает холодная. Утром и вечером наблюдаются заморозки до 5-6 градусов, а иногда температура падает до 10- 13 градусов мороза. Вторая половина месяца обычно теплая. В марте зацветают в лесах подснежники и фиалки, пробиваются к свету молодые побеги крапивы, лопуха, одуванчика.

       В апреле обычно устанавливается теплая погода, в конце месяца цветут вишни, яблони, сирень. Иногда бывают резкие похолодания, приносящие большой вред садам.

       На полях начинаются сельскохозяйственные работы: пахота, сев.

Задание «Разгадай кроссворд».

     Дети должны вписать названия весенних месяцев, стараясь объяснить их народное название, и время года.

                 Март – зимобор (в народе).

Зима лютует, злится, но в воздухе уже пахнет весною.

                  Апрель – березозол.

Цветет верба, тополь. С березы течет сок.

                   Май – травень.

Покрываются травой луга, зеленеют деревья, вьют гнезда птицы.

Физкультминутка.

-Пора нам немного отдохнуть.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Лето.

— Ну, вот и пришло Лето! Думает, гадает, какую бы картину нарисовать, и решило: «Возьму-ка я краски посочнее». Сочной зеленью расписало Лето весь лес; зелёной краской покрыло луга. Только для речек и для озёр взяло прозрачную, ярко-синюю. Заглянуло оно во фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали — наклонились вниз до земли. В лесу под деревьями, под кустами рассадило Лето много-много разных грибов. Каждому грибку своё место облюбовало.

— Ярко солнце светит.

В воздухе тепло.

И куда ни взглянешь —

Всё кругом светло!

По лугу пестреют

Яркие цветы.

Золотом облиты

Темные листы.

— Какие летние месяцы вы знаете?

— Эти месяцы-братишки

Всем похожи, даже слишком —

И жарою, и дождями,

И своими именами.

Я различье углядел

Только в буквах «Н» и «Л»! (- Июнь и июль)

— В летний лес пойдём гулять.

Там малины спелой сладость,

Там грибов – не сосчитать!

Детям в радость месяц …(- Август)

        Лето на Азово- Кубанской низменности жаркое, в горных районах — умеренно теплое. Наступает оно на равнинах в начале мая, а в горах – в июле.  Летними месяцами считают:                                                                                                           Июнь – кресень (в народе). Кресень означает солнечный.  Весь месяц наполнен солнца.

Июль – червень. Красен месяц червень. Поспевают ягоды – земляника, малина.

Август – серпень. Август с серпом не расстается. Жатва недаром в народе называется страдой.

        Летом длинные солнечные дни и короткие теплые ночи. Солнце всходит рано, в полдень поднимается высоко и сильно греет. В 8 часов вечера в конце июля еще бывает светло. Самый длинный день – 22 июня, он длится 17 часов 30 минут. Дожди кратковременные, иногда сопровождаются грозами, и вслед за ними быстро наступает ясная погода.

          В конце мая – в начале июня можно купаться в реках и морях. Восточные и северо – восточные ветры приносят сухую и жаркую погоду. Самый жаркий месяц – июль. Температура воздуха поднимается до 30 – 35 градусов. На Черноморском побережье жара днем смягчается ветерком, дующим с моря.

          В июне на Азово – Кубанской низменности некоторые растения еще цветут, другие – уже дают плоды. Цветут – ежевика, арбузы, мак, подсолнечник. Созревают – черешня, вишня, малина. В конце июня косят яровую пшеницу. Озимую – убирают в июле. В этом же месяце созревают абрикосы, алыча и ранние яблоки. В августе на полях и в садах начинается массовый сбор урожая.

            Лето – самое прекрасное время для отдыха. Многие кубанцы отдыхают на побережье Черного и Азовского морей.

Осень.

Но вот и Осени пришел черед! Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Берёзы и клёны покрыла Осень желтой краской. А листья осинок разрумянила, будто спелые наливные яблоки! Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Заглянула Осень на лесную поляну. Могучий дуб одела в медную кованую броню.

(Учащиеся формулируют выводы)

— Падают, падают листья,

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибом.

-Какие осенние месяцы вы знаете?

— Кто за августом приходит,

Лето красное проводит,

Бабье лето зазывает,

В школу деток отправляет? (-Сентябрь)

— Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый.

День пройдёт — он упадёт,

Его ветром унесёт.

Лист последний на заре

Сбросит клён наш в …(- Октябре)

— Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи? (- Ноябрь)

                                 Игра «Времена года». (слайды и загадки)

              В северной половине края осень начинается в конце сентября. Обычно она продолжительная и теплая. Деревья долго сохраняют зеленый, а затем золотистый наряд. Они постепенно сбрасывают свои листья. Каких только красок нет у золотой осени! У тополя, яблони и груши листопад начинается в октябре, у белой акации и вишни – в ноябре.

                 Осенью заметно короче становятся дни. В начале октября в 7 часов вечера уже темнеет. В середине дня солнце на небе поднимается не так высоко  и меньше нагревает землю.

                Переход к зиме незаметный, постепенный, лишь в конце ноября начинаются заморозки.

 Осенью убирают подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу, пашут поля под озимые.

В районе Большого Сочи осень продолжается до декабря. В это время обычно бывает теплая, ясная, но не знойная погода.

5.Беседа «Что такое погода?».

-Ребята, я сейчас включу запись, а вы прослушайте и определите, о чем пойдет речь. (звучит запись из к/ф «Служебный роман» «Песня о погоде»).

-Правильно. Речь пойдет о погоде.

-А что такое погода? (варианты детей).

-Правильно. Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра.

(На доске составляется схема. Приложение № 1).

-Ребята, как мы узнаем температуру воздуха? (ответы уч-ся).

-А если погода хорошая, небо «чистое», как говорят? Правильно, ясно. (вывешивается табличка. Приложение № 3).

-А что такое облачность? (варианты детей).

-Облачность – это скопление облаков. Когда небо частично закрыто облаками, говорят «облачно». (вывешивается табличка).

-А когда все небо затянуто облаками и его совсем не видно, говорят «пасмурно».

-Как бы вы обозначили ? (…)Хорошо. (вывешивается табличка).

-А что такое осадки?

-Правильно, это дождь, снег, иней, туман, град. (вывешивается табличка).

Эти обозначения помогут нам заполнять календарь природы.

-Какой может быть погода? (дождливой, сухой, ветреной и т.д.)

-А кто изучает погоду?

Правильно – метеорологи, а наука – метеорология. (вывешивается табличка).

6.Комплексное применение знаний.

— Вы с большим вниманием и  наблюдательностью путешествовали по территории нашего края, отгадывали загадки и кроссворды, играли, слушали рассказ, рассматривали иллюстрации. А теперь вам предстоит выполнить задания и ответить на вопросы теста по вариантам.

7.Обобщение знаний учащихся. Рефлексия.

-Чему посвящен урок?

— По какой территории мы путешествовали?

-Что интересного расскажите родителям об уроке?

8.Домашнее задание.

— Какое домашнее задание вы хотели бы получить?

(Дети предлагают варианты заданий: подготовить рассказ по наблюдениям о временах года, выучить стих, сделать подборку примет по сезонам,  подобрать картинки или рисунки о сезонных явлениях, пословицы и т. д.)